Движение от «должен» к «хочу»

Отправлено 6 сент. 2012 г., 15:40 пользователем Центр ИПП   [ обновлено 19 сент. 2012 г., 2:14 ]
    Для всех становится очевидным, современная школа находится на стадии динамического обновления. Идёт радикальная перестройка целей, содержания, форм, методов, средств и всей организации образовательного процесса в соответствии с требованиями постиндустриального общества. Процесс обновления выявляется болевые точки современной школы. Одна из таких «точек» – проблем – мотивация к учебной деятельности. Задача по созданию психолого-педагогических условий для развития мотивации учащихся к учебной деятельности по-прежнему остаётся актуальной и одной из первостепенных.

Учебная мотивация учащихся на ТОГИС-уроках: движение от «должен» к «хочу»», 15.09.12, г.Арсеньев

15 сентября 33 педагога из разных регионов Приморского края собрались в городе Арсеньеве для решения таких важных вопросов: «Что такое мотивация?», «Как организовать работу на уроке и во внеурочное время по повышению мотивации учащихся?», Как построить образовательную среду, способствующую движению от «должен» к «хочу»?

Данную встречу в рамках программы «Системно-деятельностный подход в инновационной педагогической практике: опыт апробацииТОГИС в Приморском крае» организовали сетевые методисты, участники эксперимента по апробации ТОГИС в Приморском крае, учителя МОБУ ООШ № 6 г. Арсеньева Смелая Наталья Юрьевна, Борзак Наталья Витальевна, Незнамова Елена Григорьевна, Кравченко Юлия Алексеевна.

Очное образовательное событие началось с мастерской «Мотивационная сфера – ядро личности», которую провели учитель математики Юлия Алексеевна Кравченко и учитель начальных классов Незнамова Елена Григорьевна. Основной задачей мастерской было рассмотреть психологический аспект мотивации. Решая эту задачу, участники отвечали на три проблемных вопроса и создавали интеллектуальные продукты деятельности групп.

Затем Козьминой Галиной Михайловой была представлена программа элективного курса для учащихся 5-9 классов «Познай и сотвори себя». Базисная образовательная технология программы «Познай и сотвори себя» – технология саморазвития личности, разработана в личностно-ориентированной парадигме и направлена на решение очень важных для образовательного учреждения вопросов «запуска» процессов саморазвития современных учащихся.

Ключевым событием встречи стали открытые уроки, проведенные учителями школы:

  1. Решение ТОГИС-задачи «Материнский инстинкт» на уроке биологии (учитель биологии Борзак Наталья Витальевна). На уроке ТОГИС учащиеся опирались на трёх китов учебной мотивации – это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности.
  2. Игра на уроках английского языка в начальной школе (учитель английского языка Махно Лариса Ивановна). Урок был проведен для учащихся второго класса. Надо отдать должное смелости учителя, так как по счёту он был четвертым уроком английского языка для второклассников. Главная задача, которая решалась на данном уроке, – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащиеся получали в игре, в разнообразных игровых приемах.
  3. Урок русского языка и литературы проводился в форме педагогической мастерской «Эпистолярный жанр» для учащихся 5 класса (учитель русского языка и литературы Барановская Оксана Александровна). Такой технологический подход позволил учителю создать условия для активного восприятия учащимися учебного материала и сохранить учебную мотивацию пятиклассников до конца урока.
Во второй половине дня была организована рефлексия по технологии «Вариант». В рамках данной технологии были созданы четыре творческие группы. Каждая из групп работала в определенной ролевой позиции:
  • докладчики – предъявляли объективные факты по ходу ведения увиденных уроков;
  • пессимисты – выделяли все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты урока;
  • оптимисты – выделяли все положительные, выгодные, позитивные моменты урока;
  • эксперты – обобщали и анализировали полученную информацию, оценивали работу каждой творческой группы в рамках поставленной перед данной группой цели деятельности, обосновывали свое мнение.

Чтобы работа была наиболее продуктивной, заранее были продуманы четкие критерии анализа уроков с точки зрения мотивации. Анализ проводился в привычном для ТОГИС-клуба режиме: проговаривалось прямо и открыто не только то, что получилось, но и то, над чем нужно работать, что нужно менять. Надо сказать, что рефлексия получилась довольно жесткая для тех, кто впервые принимал участие в подобном формате, но очень продуктивная! Администрация школы, учителя смогли увидеть, куда двигаться дальше!!! Хочется искренне поблагодарить всех педагогов школы за возможность увидеть в реальном режиме «живые» уроки и не декларативно, а на примерах «развести» традиционный и деятельностный подходы в обучении, обсудить приёмы организации мотивации учащихся к учебной деятельности.
Конечно, за одну встречу трудно найти ответы на сущностные вопросы организации учебной деятельности современных учащихся. Но нет сомнения в том, что день был полезный, продуктивный и, главное, обучающий.

Приведём характерные высказывания прожитого очного события, собранные в виде «дерева»:
«Большое спасибо за уроки! Английский язык просто супер!!! Жестковато, конечно, сегодня было, но… к лучшему, наверное?» «И всё-таки я не понимаю, почему при субъект-субъектном обучении учитель не может вмешаться в работу детей и работать вместе с ними?» «Большое спасибо! Получила незаменимый опыт и заряд положительных эмоций!!!» «По-смеловски смело!!!»

Comments