Для всех становится очевидным, современная школа находится на стадии динамического обновления. Идёт радикальная перестройка целей, содержания, форм, методов, средств и всей организации образовательного процесса в соответствии с требованиями постиндустриального общества. Процесс обновления выявляется болевые точки современной школы. Одна из таких «точек» – проблем – мотивация к учебной деятельности. Задача по созданию психолого-педагогических условий для развития мотивации учащихся к учебной деятельности по-прежнему остаётся актуальной и одной из первостепенных. 15 сентября 33 педагога из разных регионов Приморского края собрались в городе Арсеньеве для решения таких важных вопросов: «Что такое мотивация?», «Как организовать работу на уроке и во внеурочное время по повышению мотивации учащихся?», Как построить образовательную среду, способствующую движению от «должен» к «хочу»? Данную встречу в рамках программы «Системно-деятельностный подход в инновационной педагогической практике: опыт апробацииТОГИС в Приморском крае» организовали сетевые методисты, участники эксперимента по апробации ТОГИС в Приморском крае, учителя МОБУ ООШ № 6 г. Арсеньева Смелая Наталья Юрьевна, Борзак Наталья Витальевна, Незнамова Елена Григорьевна, Кравченко Юлия Алексеевна. Очное образовательное событие началось с мастерской «Мотивационная сфера – ядро личности», которую провели учитель математики Юлия Алексеевна Кравченко и учитель начальных классов Незнамова Елена Григорьевна. Основной задачей мастерской было рассмотреть психологический аспект мотивации. Решая эту задачу, участники отвечали на три проблемных вопроса и создавали интеллектуальные продукты деятельности групп. Затем Козьминой Галиной Михайловой была представлена программа элективного курса для учащихся 5-9 классов «Познай и сотвори себя». Базисная образовательная технология программы «Познай и сотвори себя» – технология саморазвития личности, разработана в личностно-ориентированной парадигме и направлена на решение очень важных для образовательного учреждения вопросов «запуска» процессов саморазвития современных учащихся. Ключевым событием встречи стали открытые уроки, проведенные учителями школы:
Чтобы работа была наиболее продуктивной, заранее были продуманы четкие критерии анализа уроков с точки зрения мотивации. Анализ проводился в привычном для ТОГИС-клуба режиме: проговаривалось прямо и открыто не только то, что получилось, но и то, над чем нужно работать, что нужно менять. Надо сказать, что рефлексия получилась довольно жесткая для тех, кто впервые принимал участие в подобном формате, но очень продуктивная! Администрация школы, учителя смогли увидеть, куда двигаться дальше!!! Хочется искренне поблагодарить всех педагогов школы за возможность увидеть в реальном режиме «живые» уроки и не декларативно, а на примерах «развести» традиционный и деятельностный подходы в обучении, обсудить приёмы организации мотивации учащихся к учебной деятельности. Приведём характерные высказывания прожитого очного события, собранные в виде «дерева»: |