Мобильный ТОГИС или репортаж с места событий

Отправлено 15 июн. 2014 г., 16:01 пользователем Кафедра ОИ ПКИРО   [ обновлено 15 июн. 2014 г., 16:20 ]
С 24 по 28 апреля 2014 г. в п. Пластун состоялось ТОГИС-событие, охватившее всё народонаселение школы – экспериментальной площадки по освоению этой уникальной технологии. Сегодня среди тогистов со стажем всё чаще звучит: «Любимый ТОГИС», «ТОГИС –это классика». В этом убеждаешься ещё и ещё раз, когда оказываешься в эпицентре события.
    Однако заметим, что  событием становится привычная уже работа, когда исследование и открытый диалог - не единичные вкрапления в образовательную практику, а присвоенные учениками  способы  деятельности. Почему привычное всякий раз становится маленьким открытием, напряжённый интеллектуальный труд – добровольным поиском решения задачи без принуждения извне. А что обсуждаем – то?!
  •     Нужна ли математика гуманитариям?
  •     Каким способом работать с огромным потоком информации?
  •     Можно ли назвать современное общество в России информационным?
  •     Что такое субъектность? Субъекты ли мы в нашей системе образования?
  •     Проблема детской вопросительности … и субъектность.
    Четыре задачи ТОГИС, в основе которых лежат  такие проблемные вопросы, решались школьниками и учителями. 
Командой учителей–тогистов (Петлицына Л.В., Воронкова Т.А., Кузнецова В.А.) были организованы и проведены ТОГИС–уроки по математике и информатике в 9 классе.  Например,  задача по математике родилась в стенах школы и имеет реальную почву: гуманитарии не видят смысла в изучении математики.
    Задача « Зачем нужна математика?» (автор Петлицына Л.В.)
    Нередко сам факт того, что математика входит в обязательную программу всех высших учебных заведений, ставит старшеклассников  в недоумение: для чего мне, человеку,  чья будущая профессия не будет связана с ведением расчетов и применением математических методов, знать математику? Чем мне это может пригодиться в жизни? Таким образом,  большое количество учащихся  не видят никакого смысла для себя в освоении этой науки, даже на базовом уровне.  Так ли нужна эта дисциплина? Где находится ее место в системе всех естественных наук,  и как она применяется в разных сферах жизни?
    
    После решения задачи свои мини-исследования ребята представили в форме презентаций на научно-практической конференции «Математика вокруг нас». Учащиеся 9-х классов нашли примеры использования математических знаний в экономике и сельском хозяйстве, десятиклассники объяснили, что для решения экологических проблем тоже нужен математический расчет, ведь только учащиеся их класса за один учебный год по приблизительным подсчетам тратят 462 кг бумаги, для изготовления которой необходимо 2,5 м3 древесины или 9 деревьев. Ребята одиннадцатых классов привели доказательства, что математика важна в разных сферах нашей жизни: промышленности, архитектуре, медицине, быту, а вот низкая успеваемость в школе по этому предмету сказывается на качестве жизни человека.
    

    В финальной части конференции учащимся пришлось решать вполне жизненную задачу: необходимо было составить меню, смету и определить, сколько примерно денег надо семье из трех человек на питание в месяц. Здесь ребятам пригодились знания не только математики, но и информатики, ведь результат нужно было представить в табличном редакторе Excel. Групповая работа завершилась презентацией полученных результатов.
    
Решая задачу об информационном обществе (автор Селихова Т.Ю), девятиклассники всерьёз задумались о том, каковы его плюсы и минусы, как жить в таком обществе,  где лозунгом стали слова «кто владеет информацией, тот владеет миром».
    «Решения ТОГИС – задач дают возможность самостоятельно искать информацию, учат выделять главное и отсеивать второстепенное и дают понять, что это нелегко. А также мы узнаем множество интересной информации помимо одной темы, которую мы должны представить», - резюмирует ученик-участник ТОГИС-событий.
    
Вторая часть семинара имела целью приобщение большего числа учителей к экспериментальной работе, освоение ими ТОГИС через деятельность. Двадцать учителей начальной школы и учителей-предметников вместе с директором школы, ставшей на время любознательной  заинтересованной ученицей, решали серьёзные педагогические задачи. 

    Задача о вопросительности (автор Лялько Н.В.)
Вся традиционная система образования построена на диаде вопрос – ответ. Но сегодня учёные говорят, что в таких вопросах нет развивающего начала. Какими должны стать вопросы, чтобы образовательный процесс можно было назвать развивающим, деятельностным?
   Задача о субъектности (автор Лялько Н.В.)
По мнению некоторых известных учёных-психологов, педагогов, сегодня мы наблюдаем парадоксальную ситуацию реформирования системы образования без ее важнейших, базовых компонентов: самих субъектов образования, т.е. учащихся, ради которых реформа и должна осуществляться, и педагогов, посредством деятельности которых реализуется целостный педагогический процесс в каждом отдельно взятом учреждении и системе в целом. 
Что такое субъектность? Что значит – быть субъектом образования? Согласны ли вы с такой точкой зрения?
            

    
Продуктом деятельности 20 педагогов школы стала логико-смысловая модель (Автор В.Э.Штейнберг). 

Сгущение мысли, её структурирование, векторное расположение информации   позволяет утверждать, что данный способ сжатия информации может играть  роль минисправочника. 

В процессе решения задач были и профессиональные споры, и новые акценты на уже знакомых способах работы, и радость понимания своего предназначения, как бы громко это ни звучало. 

   


P.S. Последействие семинара  -  педсовет в стиле мини-ТОГИС - задачи? "Кто мы: субъекты или объекты учебно-воспитательного процесса в школе». «Получилось здорово! А главное, продукты учителя самопроизвольно уже выполняют с преобразованием текстовой информации в графическую»,  - сообщает завуч школы п. Пластун, руководитель экспериментальной площадки  Л.В. Петлицына.
   
Автор статьи: Наталья Васильевна Лялько, магистр педагогики, 
координатор ТОГИС-направления, учитель МБОУ СОШ №44 г. Владивостока
 




Comments