ТОГИС: развитие коммуникативных компетенций учащихся

Отправлено 6 сент. 2012 г., 15:45 пользователем Центр ИПП   [ обновлено 14 окт. 2012 г., 1:11 ]
     29 сентября 2012 года в г. Уссурийске в НОУ «Школа-интернат № 29 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»» состоялось последнее очное образовательное событие вариативной части в рамках сетевых курсов по программе «Системно-деятельностный подход в инновационной педагогической практике: опыт апробации ТОГИС в Приморском крае». В Уссурийск съехались 45 участников сетевых курсов для «погружения» в тему «Развитие коммуникативных компетенций учащихся».

Развитие коммуникативных компетенций учащихся. Очное событие в г.Уссурийске, ШИ №29

        Педагоги школы во главе с координатором экспериментальной площадки по ТОГИС, заместителем директора Светланой Юрьевной Морозовой в очередной раз порадовали гостей творческим подходом к организации семинара, деловой и комфортной обстановкой. И как всегда программа, предложенная сетевыми методистами данной школы, отличалась не только избыточным актуальным содержанием, но и изрядной долей юмора и креативным подходом.
    В ходе встречи участники были задействованы в «исторической реконструкции» события: они должны были «коллективизировать» «ТОГИС-корову», сделать ее достоянием общественности и разрешить повсеместное использование. Главной целью очной встречи было определить, насколько ТОГИСспособствует формированию коммуникативных компетенций на уроках решения деятельностно-ценностных задач. Участники события выступали в роли экспертов, которые «изнутри» наблюдали и анализировали деятельность учащихся на различных этапах ТОГИС-урока. Сразу отметим, что эта задача оказалась достаточно сложной, не всем удалось провести качественную экспертизу.
    В начале дня Ермакова Инна Альфредовна представила теоретический материал, в котором отметила исключительность коммуникативных компетенций в современном мире, возможность их формирования средствами технологии ТОГИС.
    Затем было представлено 3 «классических» ТОГИС-урока. 
На уроке в 3 классе учащиеся решали задачу по экологии «О связи животных и растений». Обучение в ТОГИС для этих ребят не ново, так как с 1 класса они участвовали в ТОГИС-пробах. Эксперты отметили значительный прирост коммуникативных компетенций третьеклассников и высокий уровень личной рефлексии. Дети, анализируя собственную работу, отмечали, что им было трудно («Потому что было много волнений, и было непривычно», «Искать информацию», «Привлечь внимание команды»), и чему надо научиться («Быть уверенной в себе», «Выступать перед классом», «Быть одним целым»). Большинство детей объективно оценили свою работу («Я работал наполовину», «Я хорошо работала, но еще не отлично»). Одним из культурных образцов учитель Коренчук Людмила Андреевна выбрала эксперимент, который был проведен в школьном дворе.
    На уроке, который проводила Кожевникова Виктория Алексеевна, решались сразу три деятельностно-ценностные задачи. Состав групп учащихся был необычен, получился «эксперимент в эксперименте»: восьмиклассники – знакомы с ТОГИС, девятиклассники – «профи» в ТОГИСе, десятиклассники принимали участие в тОГИС-уроке впервые. Специфика задач отличалась профориентационной направленностью в контексте профессии железнодорожного транспорта, что соответствует миссии школы. Задача «О стыках», предназначенная для 8 класса, носила пропедевтический характер, так как ее содержание затрагивало тему «Тепловые явления» курса физики 8 класса, которая еще не изучена восьмиклассниками. Задачи «О бархатном пути» для 9 класса и «О выбросе пути» для 10 класса углубляла знания старшеклассников по теме «Тепловые явления» и одновременно «погружала» учащихся в мир железнодорожных профессий, знакомя их с современными технологиями укладки и обслуживания железнодорожного полотна. Экспертами было отмечено, что ребята, работающие в ТОГИС давно, обладают более высоким уровнем коммуникативных компетенций. Учащиеся 10 класса сумели решить задачу совместно, но наладить коммуникацию в группе им было гораздо сложнее. Все группы адекватно оценили свои интеллектуальные продукты и конструктивно воспринимали критику. Рефлексия показала, что урок достиг своей цели. Вот некоторые ответы ребят: «Конечно, мы не учились в железнодорожных институтах, но на своем уровне на вопрос задачи ответили», «Я думала, что особенного можно узнать о железной дороге? Оказывается, у нее столько проблем!», «Я впервые узнал о существовании «бархатного пути»).
    На уроке истории в 7 классе, который проводила Морозова Светлана Юрьевна, была рассмотрена тема «Герои Нового времени». Эта сложная тема, которая требует умения сравнивать мировоззренческие позиции людей разных исторических эпох, учащимся оказалась по силам. Семиклассники имели опыт работы в ТОГИСе в 4 классе, а затем, по разным причинам, не участвовали в эксперименте. Урок показал, что навыки обучения в ТОГИСе не потеряны, ребята использовали ключевую терминологию, чётко ориентировались в деятельности на том или ином этапе решения деятелностно-ценностной задачи. Кроме того, они умело искали информацию и конструктивно сотрудничали друг с другом и с «незнакомым» взрослыми экспертами – участниками сетевой программы. Педагоги экспериментальной площадки школы-интерната № 29, наблюдая этот урок, сделали вывод, что навыки публичной защиты, участия в дискуссии, умения задавать уточняющие вопросы, сравнивать свой продукт с культурным образцом не может формироваться у детей самостоятельно и требует систематического проведения ТОГИС или специальных тренингов.
    В конце дня был долгий и кропотливый анализ деятельности учащихся при решении деятельностно-ценностных задач и формирования коммуникативных компетенций в рамках ТОГИС.
    Тальских Оксана Анатольевна предложила участникам очного события отметить «качество молока от ТОГИС-коровы», т.е. поделиться своими впечатлениями от прожитого учебного дня. Впечатления такие: «Молоко получилось «свежее», «вкусное», «очень полезное», «100% качества», «высококалорийное». Участники высказали пожелания «бархатной корове бесстыковый ТОГИС-путь».
    Общим выводом стало понимание того, что в технологии д.п.н. В.В. Гузеева формирование коммуникативных компетенций «вшито» в канву деятельности учащихся, которые, обучаясь в ТОГИС, поставлены в такие условия, когда именно коммуникативные компетенции способствуют созданию качественного продукта.

ĉ
Центр ИПП,
25 сент. 2012 г., 1:30
Comments