Образовательный детектив: а был ли системно-деятельностный подход?

Отправлено 26 апр. 2012 г., 18:38 пользователем Неизвестный пользователь   [ обновлено 3 мая 2012 г., 5:23, автор: Центр ИПП ]

Для учителя сегодняшней школы сочетание слов «системно-деятельностный подход» становится не просто категорией  из учебников по педагогике и научных статей ведущих российских учёных. ФГОС второго поколения однозначно определяют: системно-деятельностный подход является ведущим в организации образовательной среды и реализации учебного процесса в современной школе.

А как  понять: что это такое? Где учебная деятельность, а где только её видимость? Как действительно использовать системно-деятельностный подход в педагогической практике, а не декларировать его? Для обсуждения этой проблемы собрались учителя Приморского края на очередное, уже четвёртое, очное сетевое событие в рамках программы «Системно-деятельностный подход в инновационной педагогической практике: опыт апробации ТОГИС в Приморском крае».

Событие состоялось 26 апреля 2012 года на базе сетевой площадки ПКИППКРО, экспериментальной площадки АПКиППРО по ТОГИС – в МБОУ СОШ №4 с. Монастырище Черниговского района. Команда учителей этой школы во главе с директором Журихиной Ниной Евгеньевной и координаторами эксперимента по ТОГИС Селиховой Татьяной Юрьевной и Семенцовой Тамарой Анатольевной вновь гостеприимно и профессионально встретила учителей – участников сетевой программы. Всего собралось 42 человека из Владивостока, Спасска-Дальнего, Уссурийска, Арсеньева, Дальнегорска, Ханкайского, Лазовского и Черниговского районов.

Учитывая актуальность и сложность темы события – «Системно-деятельностный подход на уроке» - участникам был предложен необычный, но чрезвычайно интригующий и содержательно оправданный формат взаимодействия: образовательный детектив-квест. Все 8 часов участники очного события… искали СДП (системно-деятельностный подход) по «фотороботу», составленному по описаниям очевидцев и свидетелей его присутствия на уроках, а также ориентировке, в которой указывались особые приметы СДП.

С целью повышения эффективности следственных мероприятий педагоги (они же детективы), объединенные в 7 рабочих групп, вели наружное наблюдение на уроках русского языка, математики, информатики, музыки, изобразительного искусства и природоведения. В проведении следственного эксперимента  детективам была оказана помощь учащимися СОШ №4 - младшими сотрудниками агентства «Сезонная школа».

СДП искали не только на уроках, но на внеклассных мероприятиях. Изучение «материалов дела» позволил определить необходимость «внедрения СДП» во внеурочную деятельность.

Кульминацией события стал Час Науки, который не на словах, а на деле показал, что педагогика – это поиск, риск и открытия. Учащиеся 6-10 классов вместе с гостями-педагогами превратили рекреацию второго этажа в живую экспериментальную площадку и провели серию криминалистических опытов по физике, химии и другим предметам, а также раскрыли секрет наперсточников и надувателей мыльных пузырей.

Изучение «материалов дела» на мастер-классах по решению изобретательских и ситуационных задач стало содержанием второй половины дня. Например, было установлено, что для проведения удачной охоты на кита эскимосам надо изготовить ходули на пружинах, соорудить пирамиду из людей и натянуть батут для совершения прыжков. Повышенный интерес вызвали все задачи, предложенные организаторами образовательного детектива.

Системно-деятельностный подход на уроке ‎(очное событие 26.04.12 с.Монастырище)‎


Самыми яркими событиями дня были определены:

  • мастер-класс по решению изобретательских задач;
  • конструирование современного урока;
  • СДП в воспитательной работе;
  • Час Науки;
  • мастер-класс по решению ситуационных задач;
  • квест;
  • нестандартный вход в урок.


Поиск СДП, участие, анализ  и осмысление прожитого дня позволил участникам события вынести следующий вердикт:

  • признать системно-деятельностный подход основой современного урока;
  • использовать СДП не только на уроках, но и во внеурочной и внеклассной деятельности, а также в организации методической работы с учителями;
  • приговорить участников события использовать СДП в учебно-воспитательной работе.

 В конце насыщенного дня педагоги высказывались: «СДП можно, нужно и нетрудно использовать в урочной и внеурочной деятельности», «СДП - реальность!»,  «Брать на вооружение!» А рефлексируя своё эмоциональное состояние, участники выбрали три острова: о. Наслаждения, о. Удовольствия и о. Просветления.


Хотите посмотреть системно-деятельностный подход в действии? Приезжайте в Черниговский район, в село Монастырище!




Comments