«Учебная самостоятельность старшеклассника
существенно зависит от опыта учебного сотрудничества, который ученик приобрел в
начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и
включать каждого ребенка в совместный поиск нового знания», - отмечает Галина
Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук, известный учёный в области
развивающего образования, в статье «Учебное сообщество – путь к учебной самостоятельности». Что такое учебное сообщество? Чем отличается
обычный класс от учебного сообщества? Для поиска ответов на эти вопросы
собрались педагоги края 7 апреля в МБОУ СОШ № 3 г.Спасска-Дальнего
на очное образовательное событие программы повышения квалификации
“Системно-деятельностный подход в инновационной педагогической практике: опыт
апробации ТОГИС в Приморском крае”. Событие было посвящено теме «ТОГИС – класс как учебное
сообщество. Пространство развития профессиональной деятельности педагога». На очном событии встретились педагоги из городов
Владивостока, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Лесозаводска, Артема, Арсеньева,
ЗАТО Большой Камень, Партизанска,
Лазовского, Ханкайского, Красноармейского, Спасского и Черниговского районов. Всего 60 человек. Организаторами события стали сетевые методисты,
участники эксперимента по апробации ТОГИС в Приморском крае, учителя МОУ СОШ №3
г.Спасска-Дальнего Демиденко Елена
Николаевна, Черенкова Елена Анатольевна, Юбко Галина Евгеньевна. Началось событие с анализа выполненных
дистанционных модулей. Черенкова Елена Анатольевна представила результаты по
модулю «Интеллект-карты как способ работы с информацией», Демиденко Елена
Николаевна продемонстрировала образовательный продукт – фильм, созданный на
основе материала письменной дискуссии участников модуля «Дискуссия как ведущая
форма изучения учебного текста в рамках
ТОГИС». Авторы фильма рассуждали о проблемах подросткового возраста и
высказывали свои суждения на предложенный вопрос: что же
мы теряем при переходе из младшей школы в основную. На втором этапе организаторы события поставили
перед собой цель - для проживания всех этапов технологии погрузить
участников события в ТОГИС, сформировав
из педагогов классы (команды) для
решения деятельностно-ценностных задач. Первая команда решала задачу о
педагогических конфликтах, вторая команда - об условиях достижения
метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС. В состав 5-ой группы первой команды вошли учащиеся
10-го и 9а классов, которые наравне с педагогами искали причины возникновения педагогических конфликтов и
пути их решения. В итоге позиция учеников вызвала приятное удивление у
педагогов: покорила лояльность детей по отношению к учительству в целом.
В работе
второй команды также приняли участие старшеклассники. Они продемонстрировали
свой творческий проект «Школа будущего» на этапе предъявления культурного
образца. Разгорелась дискуссия о том, как реализовать ФГОС провинциальным
сельским школам при минимальном финансировании. Как «построить» учебное сообщество в процессе учебной деятельности? Окончательный
ответ на этот вопрос давал третий этап
работы. Участники события, используя
методические материалы, составляли интеллект-карты «Учебное сообщество». «Изюминкой» данного этапа стало собирание пазлов, которые в целостном
виде явились своеобразным культурным образцом, отражающим специфику учебного
сообщества. В результате, во-первых, участники были
обеспечены рабочими материалами для проведения педагогических советов в
деятельностной форме; во-вторых, педагогам были продемонстрированы особенности
организации и проведения ТОГИС-урока с участием и учеников, и учителей. К концу дня ожидаемый результат - получение
положительного опыта, положительных
эмоций, сотворчества, супер-мыследеятельности – подтвердился. По
окончании семинара участники сетевого события отметили, что они получили фонтан
идей, опыт плодотворной групповой работы, идею супер-пазлов для взрослой
аудитории, «взрыв» мозгов. А душа наполнилась учительским энтузиазмом,
вдохновением и полётом, благодарности за духовное общение, влюбленностью в
Спасских ТОГИСтов. |