Как сложить «пазлы» учебного сообщества

Отправлено 8 апр. 2012 г., 18:01 пользователем Неизвестный пользователь   [ обновлено 10 апр. 2012 г., 20:51, автор: Центр ИПП ]
    «Учебная самостоятельность старшеклассника существенно зависит от опыта учебного сотрудничества, который ученик приобрел в начальной школе, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ребенка в совместный поиск нового знания», - отмечает Галина Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук, известный учёный в области развивающего образования, в статье «Учебное сообщество –  путь к учебной самостоятельности».
    Что такое учебное сообщество? Чем отличается обычный класс от учебного сообщества? Для поиска ответов на эти вопросы собрались педагоги края  7 апреля в МБОУ СОШ № 3 г.Спасска-Дальнего на очное образовательное событие программы повышения квалификации “Системно-деятельностный подход в инновационной педагогической практике: опыт апробации ТОГИС в Приморском крае”. Событие было посвящено теме «ТОГИС – класс как учебное сообщество. Пространство развития профессиональной деятельности педагога». 
    На очном событии встретились педагоги из городов Владивостока, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Лесозаводска, Артема, Арсеньева, ЗАТО Большой Камень, Партизанска,  Лазовского, Ханкайского, Красноармейского, Спасского  и Черниговского районов. Всего 60 человек.
   

ТОГИС-класс как учебное сообщество. Спасск, 07.05.12

Организаторами события стали 
сетевые методисты, участники эксперимента по апробации ТОГИС 
в Приморском крае, учителя МОУ СОШ №3 г.Спасска-Дальнего   Демиденко Елена Николаевна, Черенкова Елена Анатольевна, Юбко Галина Евгеньевна.
Началось событие с анализа выполненных дистанционных модулей. Черенкова Елена Анатольевна представила результаты по модулю «Интеллект-карты как способ работы с информацией», Демиденко Елена Николаевна продемонстрировала образовательный продукт – фильм, созданный на основе материала письменной дискуссии участников модуля «Дискуссия как ведущая форма изучения  учебного текста в рамках ТОГИС». Авторы фильма рассуждали о проблемах подросткового возраста и высказывали свои суждения на предложенный вопрос:  что же  мы  теряем при переходе  из младшей школы в основную.
    
    На втором этапе организаторы события поставили перед собой цель - для проживания всех этапов технологии погрузить участников  события в ТОГИС, сформировав из педагогов классы (команды)  для решения деятельностно-ценностных задач. Первая команда решала задачу о педагогических конфликтах, вторая команда - об условиях достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС. В состав  5-ой группы первой команды вошли учащиеся 10-го и 9а классов, которые наравне с педагогами искали причины  возникновения педагогических конфликтов и пути их решения. В итоге позиция учеников вызвала приятное удивление у педагогов: покорила лояльность детей по отношению к учительству в целом. В работе второй команды также приняли участие старшеклассники. Они продемонстрировали свой творческий проект «Школа будущего» на этапе предъявления культурного образца. Разгорелась дискуссия о том, как реализовать ФГОС провинциальным сельским школам при минимальном финансировании.
    Как «построить» учебное сообщество  в процессе учебной деятельности? Окончательный ответ на этот вопрос давал  третий этап работы.  Участники события, используя методические материалы, составляли интеллект-карты «Учебное сообщество».  «Изюминкой» данного этапа  стало собирание пазлов, которые в целостном виде явились своеобразным культурным образцом, отражающим специфику учебного сообщества.    В результате, во-первых, участники были обеспечены рабочими материалами для проведения педагогических советов в деятельностной форме; во-вторых, педагогам были продемонстрированы особенности организации и проведения ТОГИС-урока с участием и учеников, и учителей.
    К концу дня ожидаемый результат - получение положительного опыта, положительных  эмоций, сотворчества, супер-мыследеятельности – подтвердился. По окончании семинара участники сетевого события отметили, что они получили фонтан идей, опыт плодотворной групповой работы, идею супер-пазлов для взрослой аудитории, «взрыв» мозгов. А душа наполнилась учительским энтузиазмом, вдохновением и полётом, благодарности за духовное общение, влюбленностью в Спасских ТОГИСтов.

Comments